Многие биткоинеры – индивидуалисты и либертарианцы, прохладно относящиеся к социалистическим идеям. А для некоторых левых биткоин предстаёт как средство для создания нового мира, основанного на социальной солидарности. 

Биткоин часто изображается как средство помощи людям из третьего мира, не имеющим банковских счетов. Но насколько эти надежды оправданы? Бретт Скотт, автор дoклада, подготовленного для Научно–исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИСД), тщательно рассматривает все аргументы «за» и «против» биткоина. По мнению защитников криптовалюты, биткоин облегчает денежные переводы в развивающиеся страны, а также международную торговлю в небольших масштабах. Кроме того, он может заменить банковский счёт тем людям, у которых его нет, и предоставить им финансовые услуги, которых они иначе были бы лишены. Наконец, в тех странах, где валюта нестабильна, биткоин может её подменить.

Однако, с точки зрения критиков, биткоин не оказал особой помощи людям из бедных стран. Конечно, он может помочь отдельным людям, часто тем, кто уже богат и образован и хочет обойти местные государственные и финансовые учреждения. Но он мало что делает для огромного большинства общества, которое зависит от уже существующих систем. Более того, если биткоин добьётся успеха, он сможет эти системы расшатать, и жизнь множества людей в бедных странах станет ещё хуже.

Более того, как сообщает Скотт, отдельные критики замечают, что рассуждения о достоинствах биткоина отдают неоколониализмом. Биткоинеры как будто уверены, что бодрые выпускники престижных вузов с широкими американскими улыбками легко разрулят все проблемы третьего мира. На самом деле всё сложнее. И главный вопрос, по мнению Скотта, состоит в том, в чём вообще заключается альтернатива, которую предлагает биткоин. Это выгодное техническое решение, которое сохранит существующее в настоящее время неравноправие, или же создание новых учреждений, основанных на принципах солидарности?

Скотт считает, что самый распространённый среди биткоинеров взгляд состоит в том, что блоковая цепь и умные контракты «не только средство остановить злоупотребления людей, контролирующих центральные учреждения, но и средство раз и навсегда решить проблему, как создать договорные отношения между недостойными человеческими существами, стремящимися только к собственной выгоде». Он предлагает противоположный взгляд, исходящий из того, что человек сам по себе хорош, только испорчен капиталистической системой. Блокчейн-системы, по мнению Скотта, «представляют собой образец крупномасштабной эгалитарной самоорганизации, далеко превосходящей все обычные попытки анархистов строить кооперативные коммуны».

Французские коммунисты тоже ищут ответа на вопрос, поможет ли биткоин триумфу капитализма или социализма. Автор статьи, опубликованной новостным агентством Французской Коммунистической партии, называет перемены, происходящие в мире благодаря цифровым технологиям, биткоину и блоковой цепи, «революционными», но не уверен, что эта революция принесёт благо рабочим массам. К примеру, с точки зрения автора, такие сервисы, как Uber – «цифровые хищники», разрушающие социальный слой тех, кто живёт на зарплату. Единственная надежда, по мнению статьи – «сопротивление, организующееся вокруг кооперативных площадок, и борьба участников этих площадок за свои права».

Элеанор Мосс, автор статьи, опубликованной вчера в блоге в Huffington Post, считает, что биткоин – идеальное средство для построения системы социальной справедливости. В настоящее время, по мнению автора статьи, каким бы талантливым ни был человек, многое зависит от его происхождения. И самая главная причина неравенства – деньги. Предложения «базового дохода», озвученные в последнее время в Финляндии и Швейцарии, непрактичны, поскольку правительства могут напечатать столько денег, сколько сочтут нужным. Всё меняется, если раздавать людям биткоины, количество которых ограничено. Мосс считает, что если раздать каждому человеку в мире одинаковое число биткоинов, это обеспечит их базовые потребности и даст равные возможности в жизни.

 

Алексей Терещенко