С появлением биткоин-банкомата в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир, число действующих биткоин-банкоматов в Новой Англии удвоилось.

«В Манчестере при поддержке Церкви запущена вендинговая биткоин-машина». Так глаcит заголовок в нью-гэмпширском агрегаторе новостей. Если же пройти по ссылкe, мы увидим, что Церковь, о которой идет речь –  Cвободная Церковь Шира, «убежище для тех, кто ищет спасения от государственных церквей», и она открыта для представителей любой религии. «Монотеисты, политеисты, пантеисты, панентеисты и атеисты – мы вам рады всем, пока вы мирно себя ведете». Главная заповедь – «будь настолько хорошим, насколько ты можешь, и не причиняй вреда другому, ни его личности, ни его собственности».

Это либертарианская организация, расположенная в штате Нью-Гэмпшир (который она именует попросту «Шир»). Они приглашают всех, кто разделяет их ценности, приезжать жить с ними по соседству, чтобы «мирно противостоять» властям, которые характеризуются как «банда вооруженных преступников», предлагающих «множество услуг, желанных и нежеланных». Власти штата, похоже, тоже не проявляют особо теплых чувств по отношению к либертарианцам: на прошлой неделе билль, требовавший от штата принимать налоги и штрафы в биткоинах, потерпел поражение в Нью-Гэмпширской Палате представителей (за билль было подано 74 голоса, а против – 264).

Новый биткоин-банкомат, установленный в манчестерской пивной, уже второй для Свободной Церкви Шира. Первый, находящийся в городке Кин, в 104 км от Манчестера, отметил в ноябре 2015 года свой первый день рождения. Он долгое время привлекал биткоин-энтузиастов из всех соседних штатов, поскольку это был единственный работающий биткоин-банкомат из пяти, отмеченных на сайте CoinATMRadar в Новой Англии. Но несмотря на отсутствие конкуренции, оба биткоин-банкомата относятся к числу наиболее дешевых: они взимают за обмен валюты комиссию в 5% (10% в периоды высокой волатильности биткоина), в то время как ее средний размер в мире составляет 7,17%. Это показывает, что хозяева этих биткоин-банкоматов движимы не столько желанием заработать, сколько желанитем внести вклад в распространение биткоина.

В статье, опубликованной в июне 2015 года, австрийский журналист Филип Мартинка пришел к выводу, что культ биткоина – рeлигия, имеющая много общего с такими религиями, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм и культ личности Ким Ир Сена, а многих биткоин-энтузиастов нельзя назвать иначе как как религиозными фанатиками. Они встают грудью «за или против сайд-чейнов, за или против увеличения размера блока», с яростью и блеском в глазах, хотя 99% из них не понимают, о чем идет речь, часто лишь повторяя слова того биткоин-пророка, за которым они идут. Впрочем, противники биткоина, по мнению Мартинки, не в большей степени адекватны. Он считает, что подобное восприятие цифровой валюты обусловлено «нашей естественной склонностью воспринимать атрибуты денег и их ценность как что-то по своей природе сакральное».

 

Алексей Терещенко